Теперь сжигание мусора — это переработка. И, потенциально — открытая дорога для строительства новых и новых и мусоросжигательных заводов, против которых так боролись жители Москвы и Подмосковья этот год.
В данном акте закреплены различные способы обращения с мусором: сокращение образования отходов, обработка, утилизация, обезвреживания. Но, если раньше сжигание относили к самому последнему способу, применяемую только в экстренных случаях, то теперь сжигание воспринимается как “энергетическая утилизация” — то есть когда отходы используют в качестве возобновляемого источника энергии.
Глава Минприроды сделал громкое заявление, предвосхищая негатив со стороны Гринписа, что цель поправок — сортировка, “вычление из мусора полезных фракций”, и лишь под конец — сжигание. Однако Гринпис все-таки возражает: из всей массы мусора, не распределенной по специальным контейнерам, можно отсортировать лишь 15%. А остальную часть можно сжечь. Суть правильной сортировки мусора заключается в том, что благодаря ей огромные мусорные “массы” можно — и нужно — использовать повторно. А новая формулировка в законе про сжигание нужна для того, чтобы банально можно было тратить деньги экологического сбора, раньше выделяемые под цель переработки.
Противники поправок в закон утверждают, что они ставят крест на любой переработке, и теперь сжигания будет выполняться только ради достижения показателй. Например, в национальном проекте “Экология” есть цель по утилизации — 36%. В России в данный момент существует много предприятий по переработке, и они не работают в полную мощность. Из 13 действующих подмосковных полигонов в новую терсхему попали только «Алексинский карьер» и «Храброво». Мусор будут увозить в «экотехнопарк» в Износковском районе Калужской области — БОЛЕЕ 1,5 МИЛЛИОНА ТОНН. Еще 666 ТЫСЯЧ ТОНН поедут во Владимирскую область, но на какую именно свалку, не уточняется. С 2022 года по 350 ТЫСЯЧ ТОНН мусора будут свозить на мусоросжигательные заводы в Наро-Фоминске и Воскресенске, Солнечногорске и Ногинске. В соглашении с Подмосковьем говорится, что до 2030 года туда поступит 3,4 МИЛЛИОНА ТОНН московского мусора. Отходы также будут сжигать на двух действующих заводах в Москве. Только в Подмосковье строят четыре завода, еще один — в Татарстане, но по новому закон чиновники смогут свободно тратить больше денег на развитие мусоросжигания.
Власти отмечают, что захоронение, а не сжигание мусора несет риски для нового поколения: Однако экологи с ним не согласны. С их слов, именно не перерабатывая пластик, бумагу, текстиль и другие материалы, а сжигая их, страна «забирает у поколения будущее», потому что отбирает у него ценные ресурсы, а взамен дает только вредные выбросы.
Гринпис публиковал петицию против приравнивания мусоросжигания к переработке, ее подписали 50 тысяч человек. В ней прописано, что новые поправки в закон притормозят на многие годы развитие правильной переработки, а законодательная игра с терминами в итоге приведет к тому, что Россия станет зависимой от вредного мусоросжигания — из-за него в воздух попадают токсичные диоксины, которые не разлагаются, а накапливаются.
Огромное количество мусора и так отправляют на свалки и в печь, но правительство лишь стимулирует эти процессы: по новым данным, в стране хотят построить еще 30 мусоросжигательных заводов.
По материалам The Village.